Как определяется качество топлива

Испытания дизельного топлива начинаются с определения его цетанового числа. Анализ производится, как правило, моторным методом. Для этого служат специальные лабораторные установки, являющиеся, по сути, одноцилиндровым дизелем, конструкция Порверка качества дизельного топливакоторого допускает изменение геометрической степени сжатия в процессе его работы. Для получения результата готовят несколько эталонных топлив с заранее определенным содержанием цетана и, варьируя объем камеры сгорания испытательной установки, добиваются совпадения вспышек опытного и эталонного горючего. Идентифицируя «поведение» образца и эталона топлива, выводят соответствующий показатель, который в этом случае обозначается как ЦЧ/СВ - «цетановое число, определенное методом совпадения вспышек». Основным нормативным документом служит ГОСТ Р 52709-2007 «Топливо дизельное. Определение цетанового числа». Существует также и аналитический метод, но широкого распространения он не получил ввиду неточности и сложности.

Не менее важны исследования фракционного состава дизтоплива, проводимые в соответствии с ГОСТ Р ЕН ИСО 3405-2007 «Нефтепродукты. Метод определения фракционного состава при атмосферном давлении». Европейским аналогом этого документа является EN ISO 3405:2000. В соответствии с общепринятой практикой топлива разбиваются по фракционному составу и, как следствие, испаряемости на 5 групп. Для каждой группы определяются параметры перегонки, в соответствии с которыми и производится поочередное выпаривание образцов, представленных на анализ. Определение объема сконденсировавшихся при определенной температуре нагревателя и холодильника фракций позволяет отнести испытуемый образец к той или иной группе топлива. Разумеется, при вычислениях учитывается и поправка на атмосферное давление.

Испытания на вязкость регламентируются ГОСТ 33-2000 «Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости». Как известно, существует две разновидности вязкости – динамическая и кинематическая. Последняя определяет противодействие жидкости перемещению ее по каналу известной формы и сечения под воздействием внешней силы. В качестве нее служит, как правило, сила гравитации. Измеряется кинематическая вязкость при помощи специального прибора – вискозиметра. Простейший вискозиметр содержит емкость определенного объема с калиброванным каналом, через который истекает в течение определенного времени испытуемая жидкость. По его величине и параметру, называемому «постоянной вискозиметра» и определяется кинематическая вязкость образца. Но она еще не дает полного представления о свойствах жидкости. Для этого нужно вычислить также и степень противодействия ее деформации, а, следовательно, и величину создаваемого противодавления в топливной системе – например, перед фильтрами. Проще всего с этой целью соотнести кинематическую вязкость и удельный вес топлива. Что и достигается перемножением этих показателей.

Еще одна важная характеристика дизельного топлива – его смазывающая способность. Ясно, что от нее напрямую зависит и моторесурс, и максимальная мощность, которую может дать дизель в течение длительного времени, и его межремонтный период. Метод определения противоизносных характеристик весьма прост и буквально «списан с натуры». Стальной шарик определенного диаметра и определенной же твердости с точно дозированным усилием и скоростью перемещают по пластинке, обладающей заданными аналогичными характеристиками и смоченной испытуемым топливом. По истечении заданного времени шарик обмеривается, и по величине выработки его поверхности высчитывается искомый параметр.

rss
Карта