Что такое биодизельное топливо

Не зная точно, едва ли можно догадаться, какое именно топливо было впервые использовано Рудольфом Дизелем для своего двигателя внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Им оказалось… обыкновенное дизельное биотопливорастительное, а именно арахисовое масло. Дизельный двигатель, приспособленный для работы на этом экзотическом по сегодняшним меркам топливе, был спроектирован и изготовлен еще в 1895 году. В процессе доводки и отладки мотор некоторое время работал в необорудованном системой отвода выхлопных газов помещении, при этом случаев отравления персонала не было! Этот опыт был повторен спустя пять лет на выставке, проходившей в Париже, с тем же результатом. Лучшего доказательства безвредности и высокой экологичности топлива придумать попросту невозможно…

 Спустя некоторое время эти показатели были измерены уже с абсолютной точностью. Так, в выхлопных газах почти не было отмечено содержания сернистых соединений, что чрезвычайно важно не только с точки зрения экологии, но и для увеличения ресурса работы двигателя. Вред, наносимый сернистыми соединениями главным деталям, в том числе цилиндропоршневой группе, общеизвестен. Вместе с тем, смазывающая способность растительного топлива, не содержащего серы в принципе, оказалась в несколько раз выше, чем у его аналога, полученного путем переработки нефти. К тому же  выброс двуокиси углерода и ароматических углеводородов при работе на биотопливе примерно в 5 раз меньше.

 Биотопливо обладает высоким цетановым числом и может быть использовано во всех низко- и среднефорсированных двигателях, как тихоходных, так и быстроходных. Достигая 58 единиц, этот параметр обеспечивает сохранение мощности и приемистости, даже несмотря на меньшую, чем у нефтяного аналога (за исключением рапсового масла) теплотворную способность. Хранение и перевозка биотоплива также несравнимо проще

 К сожалению, стоимость производства биотоплива пока еще очень высока и поэтому его, как правило, используют лишь в качестве добавки, объем которой в смеси с нефтяным топливом не превышает обычно 20%. Именно в таком соотношении содержится биодизель в комбинированном топливе, получившем наибольшее распространение в Европе. Его марка – «В20».

 Для получения биотоплива может быть использовано почти любое эфиромасличное сырье – подсолнечник, горчица, некоторые орехи, соя, конопля, кукуруза и многие другие культуры. Но в последнее время по совокупности показателей уверенно лидирует иное сырье – рапс. Несмотря на высокое содержание азотистых соединений и относительно небольшую теплотворную способность рапсового масла, оно получает сегодня наибольшее распространение, ибо позволяет достичь приемлемой стоимости готового продукта. В первую очередь помогает тому высокая урожайность растения, нетребовательность его к агротехнике, качеству почв и погодным условиям.

 Тем не менее, образование в процессе эксплуатации двигателя агрессивных азотистых соединений при работе на рапсовом топливе накладывает определенные ограничения на его применение. В первую очередь от них страдают резиновые детали: сальники, прокладки и другие уплотнители. Разлагаясь и попадая в топливо, резина засоряет фильтры (особенно фильтр тонкой очистки) и приводит к появлению отложений в нагревающихся деталях, к примеру, распылителях форсунок, что чревато заклиниванием запорных игл и выходу форсунок из строя. Но особо опасна такая примесь для плунжерных пар топливных насосов высокого давления. И, разумеется, нельзя сбрасывать со счетов еще один недостаток рапсового биодизеля – потерю мощности и вращающего момента двигателя. Намного большим становится и расход топлива.

rss
Карта